Важное место в образовательном и воспитательном процессах колледжа занимает библиотека. Главная цель работы библиотеки научить педагогический состав и учащихся рациональным приёмам работы с книгой, поиску и анализу материалов, привить умения и навыки информационного обеспечения учебной деятельности, научиться быстро реагировать на изменения, критически мыслить и перерабатывать необходимую информацию. В условиях современной образовательной среды библиотека должна не только осуществлять библиотечное обслуживание читателей, но и решать стоящие перед образованием стратегические задачи:
- возвращение детей к чтению, остающемуся единственным надёжным средством сохранения института культуры
- организация информационной поддержки всего образовательного процесса;
- использование библиотечных технологий и опыта дополнительного образования в реализации инновационных целей образования.
В соответствии с Положением основной миссией библиотеки является библиотечно- информационное обеспечение образовательной деятельности колледжа. А также обеспечить учебный процесс необходимой литературой и информацией.
Структура подразделения
В состав подразделения входят следующие под структурные единицы: абонемент и читальный зал – работу которых обеспечивает библиотекарь .
- обеспечение средствами учебно-методической информации;
- создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности преподавателей и студентов в условиях информационного общества;
- формирование информационного мировоззрения читателей;
- организация информационного обслуживания в читальном зале;
- создание в библиотеке информационно-образовательной среды, формирующей у обучающихся потребность в самосовершенствовании;
- постоянное изучение информационных потребностей педагогов и обучающих с целью эффективного формирования информационного массива;
- дальнейшая компьютеризация библиотечных процессов, расширение банка педагогической информации и пополнение электронного каталога;
- повышение эффективности внутри, библиотечной работы.
- координация деятельности библиотеки с подразделениями колледжа, общественными организациями, интеграция и взаимодействие с библиотеками других систем и ведомств, органами научно-технической информации.
Организация библиотечного обслуживания
Цель: Повышение качественных показателей образовательного процесса за счет развития информационно-библиотечных ресурсов (в т.ч. электронных).
- обновление информации на сайте
- обновление информации на сайте
- индивидуальное обслуживание ( помощь в определении тематики чтения, выполнение тематических запросов, знакомство с источниками информации, подбор литературы)
- пропаганда библиотечного фонда с помощью книжных выставок, рекомендательных списков литературы, при индивидуальных беседах, днях информации
- перерегистрация и запись новых читателей
- беседы с вновь записавшимися читателями о правилах пользования библиотекой, культуре чтения
- опрос педагогов и учащихся о работе библиотеки
- ведение мониторинга посещаемости библиотеки ( 1 раз в 2 месяца)
- работа в тесном контакте с преподавателями и другими структурными подразделениями колледжа
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ КОЛЛЕДЖА
1. Право пользования библиотекой предоставляется; преподавательскому составу, обучающимся дневной и заочной форм обучения, рабочим и служащим.
2. Читателю библиотеки предоставляются в пользование книги, журналы, газеты и другие имеющиеся материалы.
3. Читателю оказывается всесторонняя помощь в подборе литературы и в приобретении навыков пользования справочными изданиями и фондом библиотеки
4. Библиотека ежегодно проводит перерегистрацию читателей. При перерегистрации читатель должен в конце учебного года сдать всю числящуюся за ним литературу, которую он может получить после регистрации. Читатели не прошедшие перерегистрацию, являются должниками.
5. В случае прекращения пользования библиотекой читатель обязан сдать числящиеся за ним книги и оформить обходной лист.
7. Все виды библиотечного обслуживания предоставляются бесплатно.
На абонементах литература выдается на срок до одного месяца в следующем количестве:
- Преподавательскому составу, сотрудникам:
- Учебная – выдается на срок изучения соответствующего предмета (с обязательной перерегистрацией в начале учебного года);
- Методическая – выдается на срок 1 месяц, а при наличии достаточного количества экземпляров – на срок изучения соответствующего предмета ( с обязательной перерегистрацией в начале учебного года);
- Обучающимся :
- Программная – выдается на весь период изучения для обучающихся;
- Произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии с программой изучения;
- Для внеклассного чтения – 15 дней;
- Периодические издания – на 15 дней в количестве 2-х наименований.
- Остальным читателям – до 5 экземпляров;
- Художественная литература выдается на срок до 10 дней, не более 5 книг.
- Для заочников сроки пользования устанавливаются в зависимости от сроков проведения сессий.
- Срок пользования книгой может быть продлен при ее предъявлении по согласованию с сотрудниками абонемента.
- Не подлежит выдаче на дом последний или единственный экземпляр.
- Литература используемая на групповых занятиях выдается на абонементе по письменному требованию преподавателя и оформляются под расписку старосты группы. Ответственность за эту литературу несет преподаватель.
- Выдача книг в читальных залах оформляется подписью читателя на книжном формуляре каждого издания. Выносить литературу из читального зала запрещается. При уходе из читального зала на продолжительное время читатель должен сдать имеющиеся у него книги библиотекарю. В случае нарушения этого правила читатель лишается права пользования библиотекой на срок , определяемый администрацией библиотеки в зависимости от степени нарушения.
Читатели имеют право:
бесплатно пользоваться основными видами библиотечно-информационных услуг, предоставляемых библиотекой;
получать консультативную помощь в поиске и выборе источников информации .
Читатель обязан:
а) для получения литературы сделать запрос и расписываться за каждое издание в книжном формуляре.
б) получив книгу, читатель должен проверить ее состояние и заявить библиотекарю о имеющихся в ней дефектах, в противном случае, ответственность за порчу книги несет читатель, пользовавшийся ею последним.
в) бережно относится к книгам, другим произведениям печати и иным материалам и библиотечному имуществу.
г) возвращать полученные в библиотеке издания в установленные сроки; в случае задержки книг сверх установленного срока читатель лишается права обслуживания в библиотеке.
д) в случае утери книги или его порчи, должен оплатить его стоимость по прайс –листу
Читателю не разрешается:
а) посещать библиотеку в верхней одежде;
б) нарушать тишину и порядок в помещениях библиотеки;
в) выносить из библиотеки книги не расписавшись за них;
г) портить библиотечные издания (делать в них отметки, подчеркивать, вырывать листы, сгибать корешки и т.д.);
д) заходить без разрешения в служебные помещения и книгохранилище.
Библиотека обслуживает читателей в соответствии с Положением о научной библиотеки колледжа и «Правилами пользования библиотекой».
Библиотека имеет право:
- осуществлять постоянный контроль за возвращением в библиотеку выданных книг;
- применять штрафные санкции к читателям, нарушающим Правила пользования библиотекой ( за вынос изданий из читательских залов без разрешения библиотекаря читатель будет лишен права обслуживания в библиотеке.)
- взыскивать с читателей реальную рыночную стоимость утерянных или испорченных изданий , а в случае упорного нежелания возместить утерянные или испорченные издания, обращаться в нотариальные органы с целью возмещения их реальной рыночной стоимости в 10-кратном размере.
Библиотека обязана:
- обеспечить читателям возможность пользования всеми фондами библиотеки;
- поддерживать в библиотеке необходимые условия для работы читателей;
- информировать читателей о всех видах предоставляемых услуг;
- популяризовать свои фонды и предоставляемые услуги, развивать и поощрять интерес к книгам, чтению;
- изучать и наиболее полно удовлетворять запросы читателей;
- совершенствовать библиотечное и информационное обслуживание, используя различные формы индивидуальной и массовой работы с читателями, а также внедряя компьютеризацию и передовые технологии;
- повышать культуру чтения, библиотечно-библиографическую грамотность читателей.
Бір ел –бір кітап
Ежегодно в республике проходит акция «Бір ел –бір кітап» («Одна страна – одна книга»). Акция принесла новизну в культурную жизнь страны и стала доброй традицией. Ведь каждое выбранное произведение отражает судьбы людей, исторические факты, имеет воспитательное значение, учит читателей размышлять, сопереживать. В рамках акции мы уже читали произведения Абая, М. Ауэзова, М. Жумабаева, Ж. Молдагалиева, Ж. Аймауытова, О. Бокея, Ф. Онгарсыновой, С. Муратбекова, И. Есенберлина, Д. Бабатайулы, С. Торайгырова. В 2018году формат акции был несколько изменен: для чтения были избраны сразу 3 книги. Это произведения Шакарима Кудайберлиева, книга Б. Момышулы «Наша семья», Н. Келимбетова «Не хочу терять надежду». Совсем разные книги, но их объединяет непростая судьба авторов, их умение преодолевать трудности и сложности жизни. В 2019 году для всеобщего прочтения в Казахстане признаны произведения двух известных авторов: поэзия Абдильды Тажибаева и роман «Конкц легенды» АбишаКекильбаева. И конечно же ежегодно библиотека с преподавателями ПЦК «Языка и литературы» проводит мероприятия посвященные этой акции.
Тематические выставки - устные журналы
Непосредственно проводит тематические выставки, устные журналы, литературные гостиные. Только родившись, человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности – конституционные, семейные, гражданские, трудовые и т.д. Однако их реальное осуществление возможно лишь по мере взросления ребенка. Чтобы неприятные ситуации благополучно разрешались нужно знать свои права и обязанности. В читальном зале библиотеки была организованна выставка «Закон и подросток».
Кураторский час «Золотой возраст» – информационный урок. Час прошел интересно и весело. Студенты задавали вопросы и сами отвечали на заданные вопросы. В жизни каждого из вас есть как и в природе 4 времени года: зима – белоснежное детство, весна – говорливая юность, лето – буйный расцвет сил и золотая осень – богатая и мудрая. Так пусть наша жизненная золотая осень дарит нам всем мудрость души, богатство жизненного опыта и неувядающую теплоту наших сердец. Мне как-то не хочется называть этот месяц – месяцем пожилых людей … пусть это будет месяцем мудрых людей, а точнее праздник мудрых людей. Библиотека также проводит круглый стол, совместно с преподавателями: Круглый стол «Духовные и мировоззренческие ценности современной молодежи Казахстана». Принимает участие во встречах с предпринимателями, с яркими людьми со знаменитостями.